Грузоперевозки автотранспортом – как классифицировать грузы?
Одним из свойств человеческого ума является желание систематизировать и упорядочивать все, что поддается наблюдению: растения и животных, явления природы, чувства и черты характера, наконец. Понятно, что грузы человеком тоже классифицируются
Опасные грузы Первая группа опасные грузы. Эта группа грузов вызывает наиболее пристальный интерес, потому что неправильная перевозка веществ и предметов, входящих в нее, может вызвать порчу имущества или, что гораздо хуже, причинить вред здоровью людей и окружающему пространству. Для перевозки опасных грузов нужно получить специальный допуск или открыть лицензию.
Опасные грузы перемещают на специализированном транспорте. Сжатый и сжиженный газ, например, возят в цистернах-газовозах, по-особому устроенных внутри. Внешняя оболочка такой цистерны является несущей, а сами стенки сдвоены, межстеночное пространство заполнено специальным материалом, который практически не горит и в течение часа может сдерживать распространение огня в случае возгорания газа в емкости.
Этиловый спирт тоже причисляют к опасным грузам, его перевозят в цистернах-спиртовозах, оборудованных теплоизоляционной защитой и имеющих высокую степень безопасности.
Наличие специального разрешения требуется для грузоперевозки всех разновидностей огнестрельного, газового и пневматического оружия, а также пороха, патронов, капсюлей, хозяйственно-бытовых ножей, если длина клинка превышает 110 мм.
Абсолютно все взрывчатые, отравляющие, ядовитые вещества считаются вредным грузом. Сюда относят неорганические кислоты, никотин, бруцин, стрихнин, ртуть, синильную кислоту и препараты, содержащие цианистые соединения.
Казалось бы, безобидны привычные тормозные жидкости, антифризы, этиленгликоль, но и они входят в перечень опасных грузов. В эту же категорию попали все воспламеняющиеся вещества. Это бензин, ацетон, сероуглерод, метанол, эфиры, фосфор (белый, желтый и красный), органические перекиси, а также калий, кальций, натрий и их сплавы.
К машинам, предназначенным для перевозки таких грузов, предъявляются самые высокие требования пожарной защиты конструкция автомобиля должна быть надежной, а кузов изготовлен из высокопрочного металла. Обязательна термоизоляция и экранированная проводка. Для изготовления цистерн, в которых предполагается перевозить кислоты и щелочи, используется специальная кислотоустойчивая сталь, покрытая изнутри защитным покрытием, стойким к химическим веществам.
У каждого вида опасных грузов свой класс опасности: 1 класс это взрывчатые вещества, 2 класс - сжатые и сжиженные газы, 3 класс - легковоспламеняющиеся жидкости. В ГОСТ 19433-88 приведено полное деление грузов на классы по степени опасности.
Опасные грузы это еще и радиоактивные вещества, редкоземельные и драгоценные металлы, наркотические и психотропные вещества, ракетно-космическое оборудование, рентген-техника. В эту же группу попали некоторые особые предметы, которые не взрываются, не воспламеняются и не несут в себе другую подобную опасность, но зато обладают исключительной ценностью драгоценные камни (натуральные и в ювелирных изделиях), деньги.
К организации перевозки любого опасного груза нужен профессиональный, а не дилетантский подход. Заказчику рекомендуется доверять работу только тому перевозчику, у которого имеется разрешение, опыт и спецтехника. Лишним не будет проверить репутацию по отзывам клиентов.
Крупногабаритные и тяжеловесные грузы
Вторая группа грузов крупногабаритные и тяжеловесные. Эта категория тоже требует особой осторожности в перевозке. Такой груз может дать чрезмерную нагрузку на оси автомобиля, но его вес не должен превышать предельный норматив ни в коем случае. Со стандартами нагрузки можно ознакомиться в инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автотранспортом, которая утверждена Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно нормам, изложенным в этом документе, все крупногабаритные и тяжеловесные грузы делятся на подгруппы. К крупногабаритным грузам относят загородные дома, торговые павильоны, бурильные установки и другое нефтеперерабатывающее оборудование, архитектурные (ограды, барельефы) и строительные конструкции, производственное оборудование (станки и пр.) и еще ряд позиций. Вес и размер эти два критерия являются определяющими в выборе транспорта.
Строительные блоки и панели транспортируются на грузовиках-панелевозах, специально предназначенных для этих целей. Если крупногабаритный груз имеет большую высоту, то его перевозят на открытой низкорамной платформе. Габаритные и сверхтяжелые грузы помещают в закрытые фургоны, на платформы автопоездов, закрытые тентом, в трейлеры высокой грузоподъемности.
Если транспортируемый груз слишком широк (3,5 м и более), то транспортное средство, которое его перевозит, должен сопровождать автомобиль прикрытия. Такое же требование выдвигается к автопоездам, перевозящим тяжеловесный и негабаритный груз, если их длина превышает 24 метра. В случае, когда ширина машины с грузом достигает 4 м и более или длина автопоезда превышает 30 м, необходимо заказывать сопровождение груза автомобилем ГИБДД.